После неудачной попытки прорыва правительственной блокады лидер оппозиции Хуан Гуайдо объявил, что борьба будет продолжена, и заявил, что «мы должны оставить все свои возможности открытыми для освобождения нашей родины».
В понедельник он отправится в Боготу на встречу с вице-президентом США Майком Пенсом и другими региональными лидерами в группе «Лима».
Сенатор Флориды Марко Рубио ответил на комментарии Гуайдо, сказал что он говорил с региональными лидерами. Он сказал, что режим президента Николаса Мадуро в субботу «открыл дверь различным потенциальным многосторонним действиям, которых не было на столе всего 24 часа назад».
Хотя Гуайдо не обеспечил массовые дезертирства, на которые он надеялся, по крайней мере 60 пограничников покинули свои посты и сбежали в Колумбию , поскольку другие сотрудники сил безопасности, верные Мадуро, использовали слезоточивый газ и резиновые пули, чтобы оттеснить протестующих и остановить гражданские автоколонны, сопровождающие помощь принадлежности.
Три грузовика помощи загорелись, когда они приблизились к первым пограничным контрольно-пропускным пунктам на мостах Сантандер и Симон Боливар, соединяющих Венесуэлу и Колумбию. Не ясно, как начались эти пожары. Были травмы с обеих сторон перехода, и колумбийские власти сообщили, по крайней мере, 285 раненых.
На юге активисты оппозиции утверждали, что помощь достигла Венесуэлы, но хотя два грузовика покинули Бразилию, они остановились всего в нескольких метрах от границы, контрольно-пропускного пункта национальной гвардии между ними и любыми возможными получателями.
За пределами сил безопасности находился город Санта-Элена-де-Уайрен, в котором наблюдалось самое сильное насилие, когда проправительственные вооруженные банды и члены национальной гвардии вышли на улицы, чтобы попытаться разогнать сторонников оппозиции.
По данным кампании Foro Penal, по меньшей мере четыре человека были убиты и 18 ранены, а городская больница была переполнена потоком убитых и раненых.
Первая жертва попытки доставки помощи произошла в том же районе в пятницу, когда военный конвой открыл огонь по местным протестующим .
Гуманитарная помощь крайне необходима в стране, страдающей от голода, гиперинфляции и нехватки продовольствия. Но лидеры оппозиции также надеются, что их попытка доставить грузы подорвет Мадуро и поощрит дезертирство из сил безопасности, которые в основном остались верны Каракасу.
Мадуро выступил на митинге в столице, настаивая на том, что он «сильнее, чем когда-либо», и призывал добровольцев, пытающихся отправить помощь, «предателями».
Он осудил продовольствие и медикаменты как американский предлог для дестабилизации своего правительства и сказал толпе, что разорвал дипломатические отношения с Колумбией, потому что страну использовали для «нападений на Венесуэлу».
После его речи, когда слезоточивый газ вздымался на границах страны, он танцевал со своей женой на сцене в странном проявлении безразличия.
Гуайдо, объявивший себя временно исполняющим обязанности президента в конце января, около полудня по местному времени объявил о преждевременной победе, объявив, что первая помощь уже пересекла границу из Бразилии .
Но они прошли всего несколько метров в Венесуэле, и к вечеру два небольших грузовика, загруженные пожертвованиями, вернулись в Бразилию, ссылаясь на проблемы безопасности.
К концу субботы, когда оппозиция установила крайний срок для доставки помощи через границу, оказалось, что обе стороны оказались в нелегком противостоянии.
Поздно вечером в субботу Колумбия объявила, что она закроет все пункты пересечения границы на два дня, чтобы проверить ущерб после того, как попытки переправить помощь были встречены жестоким насилием.
Наиболее серьезные столкновения произошли на мосту Сантандера, разделяющего Кукуту и венесуэльский город Уренья. Там добровольцы сопровождали грузовики помощи до кордона безопасности, но были оттеснены резиновыми пулями и слезоточивым газом, в то время как банды, верные Мадуро, и сторонники оппозиции бросали камни друг в друга.
«Я переходил мост, когда меня ударила резиновая пуля», - сказал раненый в шею студент из Мериды Карлос Хуанчо. «Вот как Мадуро относится к своему народу».
Оппозиция, возможно, думала, что гражданские автоколонны проверят, как далеко зашли бы простые солдаты, чтобы защитить правительство. Какими бы ни были их приказы, многим ожидалось, что им будет нелегко открыть огонь по безоружным собратьям венесуэльцам.
По словам представителей колумбийской иммиграционной службы, в этом районе находилось не менее 60 сотрудников сил безопасности, которые пересекли границу, которую им было приказано защищать. Гуайдо отправился в Twitter, чтобы призвать других присоединиться к ним.
«На своем посту главнокомандующего вооруженными силами я заявляю, что солдаты, пересекающие границу, не будут считаться предателями своей родины», - заявил Гуайдо в своем твиттере.
Но не было достаточно дезертирства, чтобы позволить помощи пройти пограничные переходы. Хотя Гуайдо завоевал волну народной поддержки и был признан лидером Венесуэлы США и многими их союзниками, он до сих пор изо всех сил пытался убедить вооруженные силы страны поддержать его дело в массовом порядке.
Один из перебежчиков, которые пересеклись в субботу, сказал, что им потребовалось мужество, чтобы уйти. «Брат, я думал об этом уже несколько дней», - сказал он в видео, размещенном в социальных сетях. «Это было не то, что я решил за одну ночь».
По его словам, многие из сотрудников сил безопасности согласились с ним, но боялись отступить. «Вы не можете ничего сказать против правительства».
Пятничная атака у границы с Бразилией показала, что военные находились под сильным давлением со стороны старших офицеров. Местные чиновники заявили, что это первое нападение на память, что вооруженные силы открыли огонь по коренному населению в районе Гран Сабана, популярном туристическом месте, славящемся захватывающими пейзажами.
Насилие возобновилось рано утром в субботу на другой стороне страны, полиция стреляла слезоточивым газом в венесуэльцев, пытающихся проникнуть в Колумбию в Урене. Большинство из них были не протестующими, а просто направляющимися по работе или по личным причинам.
«Мы напуганы тем, что то, что произошло вчера на другой границе, произойдет здесь, когда люди будут убиты и ранены», - сказала 55-летняя Аврора Альбаррасин.
Позже в тот же день протесты в городах на венесуэльской стороне границы также стали жестокими: протестующие бросали камни и бутылки, сжигали военную форму и поджигали правительственный автобус, а полиция по охране общественного порядка отвечала слезоточивым газом. Вооруженные проправительственные группировки также открыли огонь по гражданским лицам в городе Сан-Антонио, ранив по меньшей мере 11 человек.
Митинги по всей стране были направлены на то, чтобы убедить солдат в том, что они могут перейти на другую сторону. В Каракасе участники марша направились к военному аэропорту Карлота в центре города.
«Я бы сказал солдатам сегодня: поставьте разум и чувство перед вашим оружием», - сказал Даниэль Брюс, врач интенсивной терапии, который сказал, что в его больнице нет основных медикаментов. «Вы также венесуэльцы, и вы страдаете так же, как и мы, когда вы идете в больницы», - сказал он.
«Я иду, потому что верю в возрождение своей родины и считаю, что мои пациенты имеют право на гуманитарную помощь. Сегодня речь идет не об идеологии, а о человеческих жизнях и достоинстве ».